Намеченный Е.В.Сперанским в 1971 г. путь к определению понятия о куклах-актерах теперь мы прошли до конца. Он может показаться чересчур длинным и замысловатым из-за обилия подробных, но необходимых для понимания сути дела дополнительных пояснений. В то же время определение и само понятие о куклах-актерах довольно простые. Если же отбросить детали, то в схематическом изложении путь состоит из трех этапов. На первом этапе были объединены в общий класс такие материальные объекты, которые по традиции называются куклами. Пройти этот этап не представляет никакого труда, если, разумеется, не вникать в данном случае в периферийные проблемы происхождения кукол и этимологии слова «кукла». А также обойти стороной процессы миграций кукол из одной страны в другие. Второй этап не более трудный, чем первый. Суть его состоит в последовательном отсечении от кукол-актеров всего того, что вместе с ними находится в классе всех кукол, но куклами-актерами не является. Это необходимо для того, чтобы обнаружить три общие особенности большинства, но не всех кукол-актеров: — куклы-актеры — это неодушевленные объекты в целом; — они удовлетворяют эстетические потребности зрителей в составе (в системе) спектаклей, эстрадных миниатюр, кинофильмов и прочих произведений пространственно-временнoго искусства; — куклы-актеры, во-первых, являются средствами для изображения (и/или обозначения) внешности активно действующих персонажей. Во-вторых, они служат для воплощения физических действий персонажей на всем протяжении эпизода или эпизодов спектакля, кинофильма и т.д. В-третьих, куклы-актеры в большинстве случаев оказываются явно зримыми центрами для трансляции речевой и иной звуковой деятельности персонажей художественных пространственно-временных произведений. На третьем этапе удалось выявить еще две особенности кукол-актеров и определить их ограниченное множество. Это те куклы-актеры, которые являются неодушевленными объектами в целом или только в количественно преобладающей части. Желаемый результат был достигнут не сразу. Вначале многие средства из всего рода средств для изображения (обозначения) внешности персонажей были выстроены в три организованные последовательности. Все они начинались куклами-актерами, а заканчивались либо актером-человеком, либо животным-актером, либо рукой (руками) актера-человека. И только после этого были найдены границы между всеми куклами-актерами и другими средствами для изображения (обозначения) внешности персонажей. Границы же того, чтобы не путать кукол-актеров с другими средствами каждой последовательности. Ну и самое главное. Границы указали на тот предел, до которого уменьшается предметная часть (или доля) кукол-актеров, но сохраняется их основное качество. В итоге выявились еще две общие особенности на этот раз всех кукол-актеров: — с количественной стороны каждая кукла-актер есть неодушевленный объект в целом либо более чем на две трети своей величины; — с качественной стороны куклы-актеры характеризуются в основном качествами, которыми неодушевленные объекты отличаются от живых существ. На этом путь к определению понятия о куклах-актерах завершился, поскольку стали очевидными общие особенности кукол-актеров, которые необходимы и достаточны для составления определения. И определение, наконец, было сформулировано в соответствии с общепринятыми в таких случаях правилами логики. Оставалось лишь проверить, способно ли новое определение принести реальную пользу. Оказалось, что способно. Во-первых, новое определения помогло осознать и преодолеть некоторые простые заблуждения, сложившиеся в 70-е годы и имеющие хождение по сей день. Теперь нужно смириться и привыкнуть к следующему. 1. Куклы-актеры могут быть, а могут и не быть художественными произведениями изобразительного искусства. Это подтверждает реальная практика искусства, а также объясняет общая теория систем Ю.А.Урманцева. 2. Попытки дать в 70-е годы определение театральным (и эстрадным) куклам-актерам не могли увенчаться успехом. Они были предприняты с позиций упрощенных и смутных представлений о том, что в те годы интуитивно признавалось куклами-актерами. Теперь же стали понятными конкретные упущения в попытках тех лет. В то время такие попытки были допустимыми и вполне приемлемыми. Ведь это были самые первые попытки, при которых многое прощается. До сих пор те попытки оставались для нас крайне необходимыми для осознания общих существенных особенностей кукол-актеров. Без них ныне пришлось бы все начинать с начала, причем с пустого места. 3. Куклами-актерами не являются рука (руки) актера-человека, актер в маске, средства-сочетания неодушевленного объекта с фрагментом руки (рук) актера-человека и все остальные средства-сочетания. Этот вывод подтверждает существование границ между куклами-актерами и другими средствами для изображения (обозначения) внешности персонажей. 4. Обыкновенные бытовые и природные предметы порою на самом деле превращаются в настоящих кукол-актеров, а куклы-актеры – в других кукол либо в обыкновенные искусственные или природные объекты. Причем превращения в обоих направлениях могут фактически происходить даже без всяких механических или иных переделок или добавления новых деталей. В системе элементов сценического, кинематографического и т.д. образа персонажа любые неодушевленные объекты количественно и качественно преобразуются в кукол-актеров. А с выходом из системы образа персонажа куклы-актеры способны превращаться в любые неодушевленные объекты, называемые или не называемые куклами, либо становится обычными актерами. Во-вторых, новое определение понятия о куклах-актерах помогает решать две принципиально важные проблемы, которые окутаны многими предрассудками и заблуждениями. 1. Утверждать, что в рисованных мультипликационных кино- и видеофильмах не используются куклы-актеры, нет никаких оснований. В действительности и в этих фильмах персонажи изображаются и/или обозначаются только куклами-актерами. Причем куклами-актерами разных технических и/или технологических разновидностей. Именно куклами-актерами, а не средствами какого-то самостоятельного вида средств для изображения (обозначения) внешности персонажей. Знать это важно для того, чтобы в дальнейшем увидеть общие особенности кукольного искусства театра, эстрады, кинематографии, телевидения и т.д. 2. На основе только количественных признаков невозможно отличить кукольный вид от других видов пространственно-временнoго искусства. В частности, количественное преобладание кукол-актеров в спектаклях, кинофильмах и т.д. не свидетельствует о том, что в целом такие произведения являются кукольными. Нет также причин думать и о том, что достаточно изобразить и/или обозначить внешность персонажей куклами-актерами, как тут же возникнут именно кукольные сценические, кинематографические и т.д. образы персонажей. Такое мнение не имеет под собой прочного фундамента и противоречит иллюзорной проницаемости границ, а именно границ между куклами-актерами и другими видами средств для изображения (обозначения) внешности персонажей. Своеобразие кукольных сценических, кинематографических и т.д. образов персонажей предопределяется не куклами-актерами, а всей системой элементов этих образов.*114 Нужно признаться, что новое определение понятия о куклах актерах всего лишь помогало осознать некоторые традиционные заблуждения. Но без его помощи было бы чрезвычайно трудно преодолеть заблуждения прошлого и настоящего времени. Избавиться же от них необходимо раз и навсегда для того, чтобы в дальнейшем они не мешали выяснить скрытую глубинную суть специфически кукольного вида пространственно-временнoго искусства. В заключение следует добавить, что автор этих строк не преследовал цель отыскать вечное, неизменное определение понятия о куклах-актерах. Исторический опыт подтверждает временный, преходящий характер большинства понятий и определений. Даже сейчас новое определение не может быть признано идеальным. Хотя бы потому, что при его формулировке в круг внимания вошли далеко не все качественные и количественные особенности кукол-актеров. Но выбор весьма ограниченного числа особенностей был осознанным и необходимым. Без ограничений можно было бы утонуть во второстепенных деталях и упустить из поля зрения наиболее существенное в куклах-актерах. И все же спешить с отменой нового определения неразумно. Оно еще способно служить началом и достаточно надежным ориентиром для дальнейших исследований специфичности кукольного пространственно-временнoго искусства. Хочется надеяться, что определение понятия о куклах-актерах будет не плохим посохом и для кукольников-практиков, стремящихся осмыслить и понять промахи и удачи своего искусства и личного творчества. В любом случае полезные и продуктивные возможности нового определения далеко не исчерпаны. Впрочем, время расставит все по своим местам. А возможное в XXI в. развитие кукольного искусства и мера его познания подскажут, когда будут необходимы исправления в данном определении понятия о куклах-актерах.
|