RSSLinePlus Blogger

Главная » 2021 » Ноябрь » 28

Намеченный Е.В.Сперанским в 1971 г. путь к определению понятия о куклах-актерах теперь мы прошли до конца. Он может показаться чересчур длинным и замысловатым из-за обилия подробных, но необходимых для понимания сути дела дополнительных пояснений. В то же время определение и само понятие о куклах-актерах довольно простые. Если же отбросить детали, то в схематическом изложении путь состоит из трех этапов.

На первом этапе были объединены в общий класс такие материальные объекты, которые по традиции называются куклами. Пройти этот этап не представляет никакого труда, если, разумеется, не вникать в данном случае в периферийные проблемы происхождения кукол и этимологии слова «кукла». А также обойти стороной процессы миграций кукол из одной страны в другие.

Второй этап не более трудный, чем первый. Суть его состоит в последоват ... Читать дальше »

Просмотров: 193 | Дата: 28.11.2021

Над этой книгой я работал много лет, и с годами она менялась. Первая ее часть – «Заметки о европейской кукольной драматургии» написана давно – в восьмидесятые годы прошлого столетия, и была задумана, как Предисловие к будущему многотомному изданию пьес. Издание не случилось, а текст, для кого-то, может быть, полезный остался. Вторая часть книги – «История русской драматургии театра кукол» написана  в 2006 – 2007 гг. Ее тема была мне подсказана старинным другом – Анатолием Петровичем Кулишом. Какая же она «неизвестная»? Известная. Классическая. Просто великая драматургия. Кто не знает пьес Бена Джонсона, Генри Филдинга, Альфреда Жарри, Мориса Метерлинка, Бернарда Шоу,  Николая Гумилева, Даниила Хармса?..               Все дело в том, что когда мы говорим "кукольная драматургия", сразу вспоминаем  пьесы про гусят, ежат, медвежат и прочих милых существ. Но причем здесь кукольная драматургия? Разве всего этого ... Читать дальше »
Просмотров: 193 | Дата: 28.11.2021

       Чаще всего явления, относящиеся к театру анимации, и в обиходе, и в научной литературе (как отечественной, так и зарубежной) принято именовать театром кукол. Применение этого термина на теоретическом уровне с одной стороны имеет давнюю традицию и потому воспринимается как нечто само собой разумеющееся, с другой же стороны – весьма сомнительно, поскольку круг явлений, на которые традиционно распространяется название "театр кукол”, весьма широк и крайне неоднороден. Не случайно многие исследователи и в прошлом, и в настоящем постоянно сталкиваются с неизбежно возникающими при следовании этой терминологической традиции логическими и концептуальными противоречиями. Поэтому при серьезной попытке выстроить достаточно полную и последовательную теорию "театра кукол”, рано или поздно обязательно возникает вопрос: не слишком ли много разнообразных театрально-эстетических форм включается по обыкновению в круг явлений, определяем ... Читать дальше »

Просмотров: 212 | Дата: 28.11.2021

Вначале считаю необходимым выяснить терминологию, связанную с историей кукольного театра.

«Фанточчини»*1 называются те деревянные куклы, которые двигаются путем проходящей через их туловище веревочки, одним концом прикрепленной к тяжелому деревянному бруску, а другим — к ноге бродячего фокусника, который движением колен заставляет эти фигурки танцевать.

«Бураттини»*2 называются фигурки, предназначенные для кукольных сценических представлений. Они состоят из головы (фарфор, дерево, глина, гипс, материя, папье-маше), рук, а иногда и ног. Туловища у этих кукол нет: его заменяет широкая одежда, куда прячется рука актера-кукольника. Указательный палец продевается в голову, а большой и средний — в руки куклы. «Бураттини» соответствует русскому «петрушке». Буду называть условно всякий ... Читать дальше »

Просмотров: 207 | Дата: 28.11.2021

Старый репертуар кукольных постановок сохранился до наших дней. Один из наших соотечественников (Ф.Г.Беренштам), побывавший в Италии в 1922 г., скитался по Венеции и ее окрестностям вместе с одним кукольником театра «бураттини». Репертуар последнего был огромен. Он состоял из 250 пьес, исполнявшихся кукольником по памяти. Здесь были обработки средневековых легенд, переделки театральных пьес XVII и XVIII вв., и здесь по-прежнему главным сценическим героем являлся Пульчинелло, сохранивший свою бодрость, неугомонность, смех и едкую сатиру в продолжение 400 лет со дня своего вторичного возрождения на почве Италии.

 

VI. Испания и Португалия

Про испанский кукольный театр можно сказать то же, что и про итальянский. Тот же путь от церковных постановок на площадь и рынок. Главный кукольный персонаж — наш старый знакомый Пульчинелло — согласно местным вкусам получил здесь п ... Читать дальше »

Просмотров: 217 | Дата: 28.11.2021